Администрация Тамбовской области

Реализация стратегических инициатив Президента Российской Федерации

Деятельность рабочей группы по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития Российской Федерации, определенных в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №№ 596-606, Общественной палаты Тамбовской области

Рабочая группа Общественной палаты Тамбовской области по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития Российской Федерации, определенных в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №№ 596-606 сформирована в 2012 году.

С 2016 года руководителем рабочей группы является Павел Николаевич Серегин.

В состав рабочей группы входят: председатель Тамбовского областного объединения организаций профсоюзов Афанасов Геннадий Алексеевич, Курин Андрей Юрьевич, председатель Тамбовской областной организации профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации Рачков Валерий Владимирович, член Общественной палаты РФ Романов Владимир Викторович.

Рабочей группой осуществляется координационная деятельность с комиссиями и рабочими группами палаты по основным направлениям, определенным  Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №№ 596-606.

 

Деятельность рабочей группы в 2015 году

 

  1. Мониторинг эффективности деятельности органов службы занятости Тамбовской области (В.В.Рачков).

В ходе мониторинга установлено, в сфере занятости населения обеспечено в прошедшем году выполнение всех государственных заданий и показателей рынка труда, ситуация на рынке труда  области в течение года оставалась стабильной и имела тенденцию к улучшению. 

В органы  занятости населения  обратилось за предоставлением государственных услуг – более 85 тысяч человек  - 105  процентов  к  2014 году. Оказано  221 тысяча государственных услуг.

Признано безработными  9,6 тыс. человек. На учете  в качестве безработных  в конце  года  состояло 4,9 тыс. человек. Уровень регистрируемой безработицы - 0,9 процента экономически активного населения (в Российской Федерации - 1,2 процента).

Достигнут высокий показатель трудоустройства обратившихся граждан – 71,4 процента. (в Российской Федерации – 61,5% )    

Показатель трудоустройства обратившихся инвалидов – 57,1 процента при плановом - 50,5.      

В банке  вакансий  в течение года имелось более  46 тыс. свободных рабочих мест. Количество вакансий в конце года – более 15 тыс. единиц. Коэффициент напряженности  -  0,3  при российском - 0,7. 

Реализуется Комплекс мер  по повышению эффективности  трудоустройства инвалидов, обеспечению доступности профессионального образования, с учетом особенностей их развития, и индивидуальных  программ  реабилитации инвалидов.

Каждый инвалид при обращении в службу занятости населения включается в систему услуг, предусматривающую информирование, профконсультирование, содействие трудоустройству, либо, при отсутствии возможности трудоустройства, направление на обучение. 

За 2015 год  644  гражданина с инвалидностью получили услуги по профессиональной ориентации, 281 - по  психологической поддержке,              241  - по социальной адаптации,  43 безработных инвалида прошли профессиональное  обучение.

Всего в органы занятости населения в поисках подходящей работы обратилось 962 инвалида, трудоустроено 549. 

В рамках реализации дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, включающих в себя содействие трудоустройству незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) рабочие места запланировано трудоустроить 164 человека. По состоянию на 01.01.2016 года заключено 164 договора о совместной деятельности по содействию трудоустройству незанятых инвалидов.  Трудоустроено на специально оборудованные  (оснащенные)  рабочие   места 167 инвалидов, из них 3 повторно трудоустроенных. Доля инвалидов, трудоустроенных на оборудованные (оснащенные) места, от числа обратившихся инвалидов составляет 17,4 процента.

В организациях области (почти половина из них - учреждения образования, здравоохранения, сельского хозяйства) рабочие места оборудовались (оснащались)  с учетом индивидуальных возможностей  инвалидов.

По сферам деятельности наибольшее количество трудоустроенных инвалидов работают в бюджетной производственной сфере - 72 человека,  в производственной сфере - 49, в сфере услуг – 43 человека.

По степени ограничения жизнедеятельности 143 человека имеют  3 группу инвалидности, 23 - 2 группу, 1 - первую группу инвалидности.

Содействие трудоустройству незанятых инвалидов было организовано по различным специальностям, можно выделить основные из них:  сторож-вахтер (автоматизация пропускного пункта, рабочее место дооборудовалось системой видеонаблюдения), менеджер (приобретение специального компьютерного оборудования), врач (создание комфортных климатических условий), швеи (машинки с ручным приводом), учитель (компьютер, интерактивная доска, МФУ)

Специалистами центров занятости  регулярно проводились встречи-семинары разъяснительного характера с работодателями, на которых подчеркивалась социальная значимость данного мероприятия. Были организованны выезды к работодателям на предприятия, для углубленного изучения возможности трудоустройства инвалидов и обсуждения вопросов по оборудованию (оснащению) рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Во исполнение постановления Правительства РФ от 22.01.2015 № 35 реализована Программа дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда области в 2015 году.  

Программой предусмотрена социальная занятость 118 инвалидов (60 - сохранение рабочих мест, 56 – трудоустройство в новые организации,  трудоустройство 2 инвалидов-выпускников).

В дополнительном мероприятии  по состоянию на 1 января 2016 года участвуют 47 организаций, на которые трудоустроены 118 инвалидов. 

Сохранены рабочие места 60 инвалидам на предприятиях: ОАО «Тамбовский трикотаж»,  ОАО «Тамбовское опытно-конструкторское бюро», ОАО «Тамбовский завод «Революционный труд» , ОАО «Первомайскхиммаш».

Трудоустроены 58 инвалидов в том числе на предприятиях: ООО «Тамбовский трикотаж», ООО «Завод «Моршанскхиммаш», ООО Фирма «Сервер», ООО «ЛЕСТРОЙ», СХПК «Зеленый Гай» и т.д. по профессиям: машинист моечных машин, бухгалтер, слесарь, вязальщик, подсобный рабочий, менеджер, сторож, продавец и т.д. 

При трудоустройстве  инвалидов  органы службы занятости следуют рекомендациям  Минтруда,  рабочее место каждому человеку с инвалидностью  подбирается с учетом его должностного роста и профессионального развития.

Профобучение по направлению службы занятости прошли 1346 безработных граждан - 100 процентное выполнение показателя. 

Несмотря на наметившиеся кризисные  явления в экономике  и на  рынке  труда,  деятельность  областной службы труда и занятости в  2015 году  направлена по - прежнему  на дальнейшее   повышение эффективности и качества предоставления  услуг в сфере трудовых отношений и занятости  населения,  на  выполнение  заданий и показателей рынка труда в соответствии  с программами «Содействие занятости населения области»  и «Содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом».  

По каждой государственной услуге до центров занятости  доведены плановые показатели, рассчитанные в соответствии с нормативами доступности  услуг, утвержденными приказом Роструда.

В целях реализации программных мероприятий по трудоустройству и предоставления информационных услуг безработным и незанятым гражданам в 2015 году проведено 172 ярмарки  вакансий и учебных рабочих мест,  мини, теле и интернет - ярмарок вакансий. В них приняло участие 157900 безработных и незанятых граждан,  учащихся школ и других категорий населения более 1000  работодателей. 

В результате проведения ярмарок вакансий 2975 человек получили направление на работу, трудоустроено 2567 человек. Работодателями заявлено около 15000 вакансий. Консультационные и информационные услуги получили более 58300  безработных и незанятых граждан.

Ярмарки вакансий и учебных рабочих мест проводились по приоритетным направлениям активной политики содействия занятости населения. 

Проводятся мини-ярмарки вакансий по направлениям: отраслевые с участием организаций конкретных отраслей, испытывающих потребности в работниках; профессиональные – с участием организаций, испытывающих потребность в работниках определенной профессии, специальности.

Большинство центров занятости практикуют в своей работе специализированные ярмарки вакансий для молодежи, женщин с детьми, военнослужащими, по трудоустройству несовершеннолетних граждан, инвалидов, выпускников учебных заведений. Преимущество этих форм заключается в целевой направленности и специализации проводимых мероприятий и высокой эффективности.  Такие мероприятия проводятся в центрах занятости населения или с выездом на предприятия, в организации и хозяйства  области. 

Примерами положительного опыта являются: ярмарки вакансий общественных работ и временной занятости для граждан, обратившихся в центр занятости в целях поиска подходящей работы, проводимые  в режиме online; интернет - ярмарки вакансий рабочих и учебных мест: областные ярмарки вакансий для выпускников.

Содействие трудоустройству несовершеннолетних осуществляется органами занятости населения области в соответствии со ст. 7.1-1 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» в ходе реализации мероприятия временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, в рамках Государственной программы Тамбовской области «Содействие занятости населения» на 2014-2020 годы. Уже на  подготовительном этапе  мероприятия органами занятости населения области привлекается внимание работодателей и других социальных партнеров к проблеме трудовой занятости подростков в период летних каникул и в свободное от учебы время, по взаимодействию различных структур и ведомств в решении вопросов временного трудоустройства  подростков, созданию необходимых условий для занятости и материальной поддержки подростков, находящихся в социально опасном положении.

Ежегодно заключается Соглашение о «Порядке взаимодействия по вопросу обеспечения занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет», которое предусматривает взаимодействие органов образования, службы занятости населения, внутренних дел, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на уровне области и муниципальных образований по вопросам обеспечения занятости несовершеннолетних граждан. 

С управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области осуществляется процедура согласования видов временных рабочих мест для трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время с целью дальнейшего осуществления контроля за соблюдением требований санитарных норм и правил.

В дальнейшем перечень организаций и предприятий, с которыми заключены договоры о применении труда подростков, направляется в Государственную инспекцию труда Тамбовской области.

Ответственность работодателя за соблюдение режима и условий труда подростков, правил техники безопасности на рабочем месте в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации предусмотрена в договоре о совместной деятельности по организации временного трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы.

Для временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы предоставлялись вакансии: бухгалтеров, кладовщиков, гардеробщиков, токарей, продавцов, администраторов, слесарей, дворников, санитарок, медрегистраторов, охранников, операторов котельных, ЭВМ, помощников воспитателей, кассиров, поваров, инжненеров-технологов, диспетчеров, киоскеров, социальных работников, администраторов зала, трактористов, различных рабочих и др.

Эффективность организации этих работ достаточно высока, так как позволяет безработным гражданам впоследствии получить постоянную работу. 

Примером положительного  опыта  служит сотрудничество в сельских районах с администрациями сельских поселений по созданию временных  рабочих мест   для безработных граждан,  испытывающих  трудности в поиске  работы, создание специальных рабочих мест для инвалидов. 

В рамках мероприятия «Предоставление грантов начинающим субъектам малого предпринимательства, создаваемым безработными гражданами, работниками, находящимися под угрозой массового увольнения, военнослужащими, уволенными в запас в связи с сокращением Вооруженных Сил» государственной программы Тамбовской области «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2014-2020 годы  с  2009 по 2015 годы 1030 безработных граждан получили гранты на открытие собственного дела на общую сумму 251 млн. рублей.

В рамках антикризисной программы субсидию на открытие собственного дела за период с 2009 по 2015 годы  получили более 8000 человек. 

При оказании государственной поддержки в приоритетном порядке уделялось внимание агропромышленному комплексу. Безработные занимались животноводством, растениеводством, разведением домашней птицы, пчеловодством, выращиванием овощей, перевозкой и реализацией сельскохозяйственной продукции.

Не осталась без внимания и  бытовая сфера. Воспользовавшись государственной поддержкой, безработные граждане открыли ряд автосервисов, парикмахерских, торговых павильонов, шиномонтажных и швейных мастерских, пунктов ремонта обуви,  бытовой и компьютерной техники, занялись декоративным садоводством, выпечкой хлебобулочных изделий, начали оказывать столярные и  плотницкие услуги.

Работа по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования осуществляется в соответствии с Федеральным государственным стандартом государственной услуги  по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 23.08.2013 №308н), а также в соответствии с  Административным регламентом предоставления государственной услуги «Организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования» (утв. приказом управления труда и занятости населения от 07.08.2014 № 156-П). 

 

 

Деятельность рабочей группы в 2016 году

 

О мероприятиях по реализации государственной социальной политики

 

  1. Мониторинг состояния специализированных стационарных домов для пожилых людей и  состояния доступной среды жизнедеятельности инвалидов в Тамбовской области (А.Ю.Курин).

По данным Социального паспорта Тамбовской области за 2015 год, доля жителей области старше трудоспособного возраста составила 27,7%, трудоспособного возраста – 58,3%, моложе трудоспособного возраста  – 14%. Перевес людей старшего возраста имеет место в 62 субъектах России, в нашей области – один из наибольших (в 1,9 раза). 

По состоянию на 1 января 2016 года в Тамбовской области численность пенсионеров (женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет) по области составила 290 116 человек, в том числе по городу Тамбову и Тамбовскому району вместе - 101 445 человек.

В связи с этим, вопросы социального обслуживания граждан пожилого возраста занимают одно из важных мест в системе социальной защиты. За последние два года в Тамбовской области было реорганизовано ряд стационарных социальных учреждений, занимающихся обслуживанием лиц пожилого возраста и инвалидов. В настоящий момент в регионе насчитывается восемь стационарных учреждений социального обслуживания.

В рамках проведения мониторинга состояния специализированных стационарных домов для пожилых людей и инвалидов, рассматривались, те стационарные учреждения, клиентами, которых являются данные категории населения: 

  1. Тамбовское областное государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания населения «Психоневрологический интернат №3».
  2. Тамбовское областное государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания населения.
  3. Тамбовское областное государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания населения Психоневрологический интернат №2».
  4. Тамбовское областное государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания населения «Абакумовский дом-интернат для престарелых и инвалидов». 
  5. Бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания населения «Сосновский дом-интернат для престарелых и инвалидов».
  6. Тамбовское областное государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания населения «Уваровский дом-интернат для престарелых и инвалидов».
  7. Тамбовское областное государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания населения «Тамбовский дом-интернат для ветеранов войны и труда».
  8. Геронтологический центр, который является отделением ТОГБСУСОН «Тамбовский дом-интернат для ветеранов войны и труда».

Основными видами деятельности перечисленных учреждений является предоставление социальных услуг в стационарной и полустационарной формах (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-трудовых, социально-правовых, услуг в целях повышения коммуникативного потенциала, срочных социальных услуг) социального обслуживания гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании. 

В общей сложности, в стационарных учреждениях Тамбовской области получателями социальных услуг являются 2215 человек. Во всех учреждениях составлены  индивидуальные программы предоставления социальных услуг на всех получателей социальных услуг, находящихся на социальном обслуживании (составление указанных программ на граждан вновь обратившихся за получением социального обслуживания осуществляется в обычном режиме в сроки, установленные законодательством). Указанными индивидуальными программами каждому получателю социальных услуг определены: форма социального обслуживания, виды социальных услуг с указанием их наименования, объема, периодичности, срока предоставления, условий предоставления социальных услуг, перечня рекомендуемых поставщиков социальных услуг, с указанием мероприятий по социальному сопровождению.

Федеральным законодательством обеспечение доступности для граждан социальных услуг определено в качестве одного из основополагающих принципов.

Одним из условий обеспечения доступности социальных услуг для граждан является отсутствие очередности на их получение.

По предварительным результатам мониторинга выяснено, очереди на зачисление на стационарное социальное обслуживание в большинстве учреждений отсутствуют.

По данным проведенного устного опроса, психологический климат среди контингента получателей социальных услуг в целом положительный. 

Все учреждения укомплектованы специалистами в объеме 100%. Выявлено, что специалисты стационарных учреждений регулярно проходят курсы повышения квалификации (например, курсы повышения квалификации, проведенные в том числе членами комиссии по развитию социальной сферы Общественной палаты Тамбовской области, по программе «Современные подходы к повышению эффективности организации социальной работы» (на базе Геронтологического центра с 30 мая по 05 июня 2016 года).

В то же время, выявлен ряд сложностей:

  1. Не смотря на то, что ФЗ №442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» гарантирует обеспечение доступности для граждан социальных услуг и это определено в качестве одного из основополагающих принципов построения системы социального обслуживания, в Геронтологическое отделение ТОГБСУСОН «Тамбовский дом-интернат для ветеранов войны и труда» существует очередь.  Конечно, это говорит о востребованности услуг, предоставляемыми  данным учреждением, среди пожилых людей. Но необходимо рассмотреть возможность увеличения  количества мест для пребывания с целью уменьшения данной очереди.
  2. На сайтах учреждений стационарного типа для пожилых Тамбовской области отсутствуют отзывы клиентов, в очень редких случаях есть фотографии самого учреждения, помещений внутри него, важные документы, регламентирующие деятельность учреждения размещены с техническими ошибками. Все это затрудняет поиск необходимой информации для потенциальных клиентов данных учреждений и их представителей.

 

  1. Мониторинг состояния доступной среды жизнедеятельности инвалидов в Тамбовской области (А.Ю.Курин).

В рамках рабочего выезда в Знаменский район в июне 2016 года комиссией был проведен анализ выполнения мероприятий государственной программы Тамбовской области «Доступная среда» на примере функционирования Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Знаменская центральная районная больница», районного муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Знаменский детский сад «Звездочка», Тамбовского областного государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания населения «Психоневрологический интернат».

В целом нарушений не выявлено. Ключевые социальные объекты оснащены всем необходимым для формирования доступной среды для инвалидов.

В то же время, комиссией было выявлена проблема в ТОГБУЗ «Знаменская центральная районная больница». В данном учреждении  имеются две лифтные шахты.  Один  лифт расположен со стороны  отделения скорой медицинской помощи. Лифт сломан,  ремонту не подлежит. Эксплуатация его в связи с неустранимой  поломкой была прекращена  в 2010 году. Второй лифт расположен  на территории поликлиники. Лифт в аварийном состоянии. С  01 января 2015 года  эксплуатация его прекращена, так  как  он не проходил освидетельствования. Специализированные организации  отказываются  от освидетельствования этого лифта  в связи с тем, что он устарел   и   его  нет  в реестре технических средств, разрешенных к использованию.  Работать учреждение без лифтов не может, так как хирургическое отделение (в том числе и операционная) расположены по проекту на 2 этаже здания больницы. Без лифта невозможно доставить тяжелых пациентов в операционную, а затем переместить их в реанимацию, которая расположена на первом этаже.

Данный вопрос в настоящее время находится на контроле у комиссии.

Следующий рабочий выезд комиссии по развитию социальной сферы Общественной палаты Тамбовской области с целью продолжения проведения мониторинга состояния специализированных стационарных домов для пожилых людей и  состояния доступной среды жизнедеятельности инвалидов в Тамбовской области запланирован на осень 2016 года в Сосновский район.

Следует также отметить, что Общественная палата Тамбовской области проводила ряд мероприятий по факту нарушения прав граждан в ТОГСУ СО «Сосновский дом-интернат», в ходе которых были проведены беседы с проживающими в интернате инвалидами и персоналом учреждения. Нарушения не нашли своего подтверждения. Управлению социального развития и семейной политики Тамбовской области были даны рекомендации по усилению разъяснительной работу с получателями «социального пакета», проживающими в данном учреждении по вопросу оплаты предоставляемых им услуг.

Во исполнение Указа  Президента Российской Федерации  от 07.05.2008г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» по данным управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области на обеспечение жильем ветеранов в 2015 году были выделены средства федерального бюджета в сумме 248,3 млн. рублей, которые позволили  улучшить жилищные условия 245 ветеранам Великой Отечественной войны. 

 

  1. В 2015 году Общественная палата Тамбовской области совместно с Тамбовским региональным отделением Общероссийской общественной благотворительной организации «Союз семей военнослужащих России» провела круглый стол на тему: «Взаимодействие некоммерческих организаций  и органов власти в интересах семьи».

В рамках круглого стола были рассмотрены меры социальной защиты молодых семей, семей инвалидов, семей погибших защитников Отечества и вопросы взаимодействия общественного сектора с органами власти всех уровней в решении проблем инвалидов и их семей.

По итогам рассмотрения данных вопросов были выработаны рекомендации.

Органам  государственной власти, органам местного самоуправления, общественным формированиям Тамбовской области:

- аккумулировать позитивный опыт социального партнерства, освоить внедренные передовые методики и технологии по реализации целевых, социально значимых программ в области сохранения и укрепления института семьи, базовых семейных ценностей. Активизировать работу общественных советов, функционирующих при органах исполнительной власти области;

- вести работу по привлечению и подготовки (обучению) добровольцев для активного участия в реализации социально значимых программ по оказанию необходимой помощи и поддержки семьям в трудной жизненной ситуации: многодетным семьям, семьям с детьми с ограниченными возможностями, молодым семьям для преодоления трудностей и создания благоприятных условий жизни;

- способствовать развитию эффективного социального партнерства: Государство - Общественные институты - деятели Культуры - СМИ - в интересах семьи, путем реализации совместных социально значимых программ и проектов, соглашений, направленных на укрепление института семьи;

- изучить и рассмотреть возможность внедрения в регионе опыта работы Тверской области по предоставлению субсидий  из областного бюджета  на организацию социальной занятости инвалидов, трудоустроенных по направлению центра занятости;

- рассмотреть вопрос увеличения размера ежемесячного пособия детям погибших военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, одиноким матерям с ограниченными возможностями здоровья (инвалидам на коляске).

Общественным формированиям:

принимать участие в разработке системы, форм и методов общественного контроля выполнения региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления законодательных актов РФ, касающихся положения семьи, родительства, детства;

- шире использовать имеющиеся инструменты контроля выполнения законодательных актов, указов, касающихся экономической и социальной политики, направленной на защиту интересов семьи (Региональные отделения Общероссийского народного фронта, доверенные лица Президента, региональные Общественные палаты, Общественные советы);

коллективных договорах, заключаемых с работодателями, отражать вопросы социальной защиты женщин, дополнительные гарантии и льготы молодым семьям, приемным родителям, родителям многодетных и неполных семей, родителям одаренных детей и воспитывающим детей-инвалидов. 

 

  1. Контроль хода реализации государственной программы Тамбовской области «Доступная среда». 

При достаточно высокой доли доступных для инвалидов и маломобильных групп населения приоритетных объектов обеспеченность  техническими средствами реабилитации и абилитации инвалидов (ТСРА) остается низкой. Так, в 2015г. из 40987 заявок инвалидов на ТСРА фактически исполнено 22807, что составляет чуть более половины от необходимого, в результате нарушаются права инвалидов. 

Неудовлетворительно решается проблема обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к общему имуществу многоквартирных домов, к наземным и подземным переходам, объектам транспорта. Не своевременно корректируется «Карта доступности» объектов Тамбовской области. 

Для администрации области и органов местного самоуправления выработаны следующие рекомендации:

- обеспечить приоритетное исполнение государственной программы Тамбовской области «Доступная среда» на 2016-2021гг. в соответствии с требованиями Федерального закона №181-ФЗ от 24.11.1995г. (с изменениями на 29.12.2015г.) «О социальной защите инвалидов РФ» и Постановления Правительства РФ от 01.12.2015г. №1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы»;

- внести коррективы в государственную программу Тамбовской области «Доступная среда» и в алгоритм ее исполнения в соответствии с приказом Министерства труда России от 15.10.2015г. №723н  «Об утверждении формы и порядка предоставления органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями независимо от их организационно-правовых форм информации об исполнении возложенных на них индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида и индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида мероприятий в федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы»;

- усилить контроль за реализацией мероприятий по адаптации зданий и учреждений, объектов здравоохранения, образования, науки и культуры, транспорта и др. объектов приоритетных сфер жизнедеятельности востребованных инвалидами и другими маломобильными группами населения для беспрепятственного в них доступа;

- обеспечить четкую координацию и взаимодействие исполнителей Государственной программы направленную на улучшение качества их работы по повышению доступности для инвалидов объектов и услуг в Тамбовской области;

- повысить роль Совета при главе администрации области по делам инвалидов по обеспечению согласованного взаимодействия органов государственной власти области, органов местного самоуправления, общественных объединений и других организаций для решения проблем инвалидов и маломобильных групп населения в ходе реализации вышеуказанной государственной программы.

На расширенном заседании комиссии  по развитию социальной сферы были обсуждены вопросы  развития дошкольного, начального образования в регионе, проблемы инклюзивного образования. 

 В заседании приняли представители различных некоммерческих организаций, профессорско-преподавательского состава и студенческого сообщества ТГУ имени Г.Р. Державина.

Исключение любого рода дискриминации детей, имеющих особые потребности, обеспечение равных возможностей для всех, - это основная задача, которая стоит перед образовательными учреждениями сегодня. Для организации учебного, воспитательного процессов в образовательном учреждении и включения в них детей, имеющих особые потребности, требуется создание соответствующих условий. И здесь имеется в виду не только материально-техническое оснащение учебных мест, но и создание педагогического кадрового потенциала. 

Комиссией была отмечена важность включения детей с ограниченными возможностями здоровья, не только в образовательный процесс, но и в общественную жизнь близкого социального окружения, с постепенным расширением границ общения.

Также комиссией по развитию социальной сферы проведено выездное заседание в Знаменском районе. 

Состоялось обсуждение ключевых проблем социальной сферы района с представителями учреждений социального профиля, а также выработка рекомендаций и предложений по решению данных проблем. Члены комиссии провели анализ выполнения мероприятий государственной программы Тамбовской области «Доступная среда» на примере функционирования ТОГБУЗ «Знаменская центральная районная больница». Особое внимание было уделено значимости квалифицированных кадров, работников муниципального звена.

Членами комиссии отмечены положительные тенденции развития социальной сферы района, в том числе: привлечение молодых специалистов в образовательные и медицинские учреждения и реализация мер их социальной поддержки, массовый охват детей услугами, предоставляемыми Знаменской Детской школой искусств, фактическое отсутствие очередей в детские сады. 

Комиссией по здравоохранению, демографической политике и экологической безопасности Общественной палаты Тамбовской области совместно с Тамбовским региональным отделением Общероссийской общественной организации инвалидов «Новые возможности» проведен круглый стол на тему «Мы родом из детства. Социальная адаптация инвалидов детства и молодых инвалидов». 

В ходе дискуссии, участниками круглого стола были обсуждены основные юридические, организационные, медицинские и экономические аспекты социализации инвалидов, определены нерешенные вопросы и болевые точки этой проблемы. 

Был представлен передовой опыт общественных организаций по работе с инвалидами, а также опыт работы образовательных учреждений (техникум отраслевых технологий) по профессиональной подготовке и переподготовки инвалидов с различными видами нарушений, изложены результаты правозащитной деятельности. Представители Управления социальной области защиты доложили о сложностях в трудоустройстве и социального сопровождения молодых инвалидов. 

В завершении работы круглого стола были обсуждены и единогласно одобрены предложения, адресованные управленческим структурам. 

Так, участники мероприятия отметили, что в нашем обществе хорошо развита работа по реабилитации детей-инвалидов. Принимаются все новые и новые программы на всех уровнях: от местного до федерального. Результаты этой работы ощутимы. 

Вместе с тем, имеет место следующая проблема. Инвалиды детства, опекаемые учреждениями и организациями, оказывающими услуги по реабилитации, обучению, организации досуговых мероприятий, достигают совершеннолетия и сталкиваются со сложностями адаптации: обрывается круг общения, возникает недоступность различных инновационных методик и технологий. В этой связи Тамбовским региональным отделением Общероссийской общественной организации инвалидов «Новые возможности» был предложен проект, направленный на создание условий для успешного преодоления перехода из жизни ребенка-инвалида до существования взрослого, социально адаптированного гражданина. 
В ходе обсуждений реализации проекта были высказаны конкретные предложения участников круглого стола, способствующие скорейшей реализации данного проекта.

 

  1. О состоянии жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны (М.И.Белов).

За период с 2008 года по декабрь 2015 года улучшили жилищные условия 5122 ветерана Великой Отечественной войны.

По состоянию на апрель 2016 г. в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий  значатся 335 ветеранов Великой Отечественной войны. 

В Тамбовской области на 2016 год  из федерального бюджета выделено 304,9 млн. руб., что позволит улучшить жилищные условия 292 ветеранов Великой Отечественной войны (25 марта т.г. выданы 292 сертификата на предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жильем указанных граждан).

На социальном обслуживании в стационарных условиях и на дому находятся  19,4 тыс. граждан пожилого возраста и инвалидов, из них  - 4,1 тыс. граждан являются ветеранами и участниками ВОВ, тружениками тыла, вдовами погибших и умерших ветеранов и участников ВОВ, в том числе 192 ветерана находятся на стационарном социальном обслуживании.

На территории области функционирует специализированное учреждение, предназначенное для постоянного проживания ветеранов войны и труда, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе - областное государственное стационарное учреждение социального обслуживания «Тамбовский дом-интернат для ветеранов войны и труда», в котором проживают 200 граждан пожилого возраста и инвалидов, из них  46  ветеранов и инвалидов войны. 

На базе ТОГСУСО «Тамбовский дом-интернат для ветеранов войны и труда» с 2007 года функционирует геронтологическое отделение на 50 мест, за период функционирования которого получили лечебные и реабилитационно-оздоровительные социальные услуги свыше  3,5 тыс. граждан, из них более 600 человек - инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны, проживающие на территории Тамбовской области. 

Ветераны Великой Отечественной войны пользуются правом внеочередного приема на стационарное социальное обслуживание в соответствии с постановлением администрации области от 16.10.2009  № 1239 «Об утверждении Перечня гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста, инвалидам, детям-инвалидам в областных государственных стационарных учреждениях (отделениях) социального обслуживания населения, Порядка зачисления на стационарное социальное обслуживание, снятия со стационарного социального обслуживания и оплаты за стационарное социальное обслуживание в областных государственных стационарных учреждениях (отделениях) социального обслуживания населения» (в редакции от 03.06.2013).

В рамках общественного контроля рабочей группой Общественной палаты Тамбовской области по делам ветеранов совместно с Тамбовской региональной ассоциацией общественных объединений ветеранов и инвалидов «Союз ветеранов Тамбовщины» проведен мониторинг жилищных условий инвалидов и участников Великой Отечественной войны г.Тамбова.

По итогам данного мониторинга в улучшении жилищно-бытовых условий нуждаются 50 человек (требуется ремонт кровли, фундамента, забора, замена газового котла, окон и дверей, а также подведение канализации).

Комиссией по осуществлению общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления (М.Т.Брончуков) проведено заседание на тему: «О деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по предоставлению жилья сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей».

С докладом выступила первый заместитель начальника управления социальной защиты и семейной политики области Е.В.Сахарова, которая подробно остановилась на нормативной правовой базе по предоставлению жилья сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, ходе выполнения государственной программы Тамбовской области «Социальная поддержка граждан» на 2014-2020 годы в отношении данной категории граждан, а также подпрограммы «Совершенствование социальной поддержки семьи и детей». 

До членов комиссии и приглашенных было доведено, что в 2017 году планируется к приобретению для указанной категории граждан 257 квартир, что говорит о положительной динамике: в 2015 году было приобретено 215 квартир, в 2014 году – 206.

Вместе с тем, доклад затронул и некоторые проблемные стороны обеспечения жильем сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Было отмечено, что вопрос софинансирования программы от федерального центра в 2017 году остается открытым; порядка 20% получивших жилье не проживают в нем, многие не оплачивают коммунальные услуги, некоторые не в состоянии поддерживать жилье в необходимом санитарном состоянии. В целях мониторинга и контроля за ситуацией структурным подразделением управления проводятся рейды по выделенным квартирам. Дискуссия вскрыла в качестве отдельного проблемного узла вопрос неудовлетворительного качества жилья, приобретаемого для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и работы с недобросовестными подрядчиками. Было отмечено, что помимо недоработок, связанных с субъективным фактором, существенное значение играет условие наименьшей цены при работе с подрядчиками. 

Участники заседания затронули смежную проблему адаптации выпускников детских домов к самостоятельной жизни. Не смотря на перевыполнение показателей программы, не все в деле предоставления жилья сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, можно сегодня признать удовлетворительным: к 2020 году – году окончания реализации программы, проблема останется не решенной.

 

  1. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки

В рамках мероприятий по осуществлению общественного контроля Общественной палатой области было осуществлено изучение вопросов обеспечения доступности к образовательным услугам в муниципальных образованиях области и организации маршрутов движения школьных автобусов образовательных учреждений муниципальных образований области. 

В состав рабочей группы палаты вошли секретарь Общественной палаты области Т.В.Казакова, член Общественной палаты Российской Федерации М.М.Прудников, члены профильной комиссии и сотрудники аппарата палаты, представители Управления ГИБДД по Тамбовской области,  управления образования и науки области, управления автомобильных дорог области, Тамбовского областного государственного казенного учреждения «Тамбовавтодор».

Палатой была обобщена и проанализирована информация муниципальных образований и управления образования и науки области о существующих маршрутах движения школьных автобусов, расстоянии от населенных пунктов до школ и их филиалов, количестве перевозимых детей, а также заявляемом состоянии дорожного покрытия. При анализе проблемы палатой были использованы информационные материалы прокуратуры Тамбовской области и Управления ГИБДД по Тамбовской области.

В целях изучения ситуации на месте рабочей группой палаты были организованы выезды в муниципальные образования, в ходе которых состоялись совещания с руководителями органов местного самоуправления и образовательных учреждений, а также ознакомление с состоянием дорожного покрытия на отдельных маршрутах следования школьных автобусов. Такие выезды были совершены 24 августа в Моршанский и Сосновский районы,  6 октября – в Рассказовский и Бондарский районы.

Результаты деятельности рабочей группы получили обсуждение на заседаниях советов палаты  26 августа и 11 ноября.

По информации прокуратуры Тамбовской области, в ходе прокурорских проверок выявлены факты нарушения Правил организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2013 № 1177 (далее-Правила).

Это указывает на недостатки в профилактической работе, в том числе, связанной с подготовкой или переподготовкой лиц для получения права на управление транспортными средствами. 

Нарушения указанного законодательства выявлены прокурорами гг. Мичуринска, Моршанска, Бондарского, Гавриловского, Инжавинского, Ржаксинского, Первомайского, Мордовского, Мучкапского, Никифоровского, Сосновского, Токаревского, Староюрьевского и других районов.

В ходе проверок органами прокуратуры по-прежнему выявляются нарушения правил дорожного движения, а также законодательства о безопасности дорожного движения, в том числе об установке предупреждающих знаков дорожного движения 1.23 «Дети» и искусственных дорожных неровностей 1.17 «Искусственная неровность» возле образовательных учреждений в целях профилактики травматизма детей и другие.

Неудовлетворительные дорожные условия на маршрутах  перевозки детей отмечаются в Староюрьевском, Бондарском, Кирсановском, Моршанском, Никифоровском, Рассказовском и других районах.

Госавтоинспекцией осуществлена проверка эксплуатационного состояния маршрутов движения школьных автобусов.  По результатам проверок установлено, что состояние 95 маршрутов  не в полной мере соответствует требованиям безопасности дорожного движения. Установлены места, где покрытие проезжей части не соответствует предъявляемым требованиям, выявлено неудовлетворительное состояние обочин, отсутствие и несоответствие дорожных знаков требованиям нормативов, отсутствие и повреждение дорожных ограждений, отсутствие искусственного освещения в необходимых метах,  наличие кустарниковой растительности ограничивающей  видимость. 

Общественная палата области совместно с органами местного самоуправления предлагает к рассмотрению следующие рекомендации для органов государственной власти.

  1. Осуществление дорожной деятельности проводится в соответствии с нормативом финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог. Проведение вышеперечисленных видов работ на дорогах местного значения требует значительных финансовых затрат, которые в полном объеме в бюджете района не могут быть предусмотрены в связи с низким нормативом затрат на указанные цели. В этой связи предлагаем:

- разработать региональную программу по ремонту дорог на маршрутах школьных автобусов и предусмотреть ее максимальное финансирование;

- пересмотреть нормативы затрат на содержание дорог местного значения.

  1. Просим рассмотреть целесообразность создания в области межведомственного координирующего органа по вопросам обеспечениякачественного доступа жителей сельских районов к образовательным услугам и организации доставки учащихся в школы.
  2. Целесообразно рассмотреть возможность внесения изменений в закон № 430-З от 27.11.2014 года «О транспортном налоге в Тамбовской области» в части ст.7 п.4., а именно: после слов «органы местного самоуправления» дополнить текст словами: «муниципальные унитарные предприятия и муниципальные бюджетные учреждения».
  3. В соответствии с Постановлением администрации Тамбовской области от 28.02.2013 года № 197  районам предоставляется субсидия на оплату труда водителей, осуществляющих подвоз обучающихся в общеобразовательные учреждения. В данной субсидии не учитываются расходы на оплату труда водителей АТП, осуществляющих перевозки школьников. Необходимо брать в расчет данные расходы.
  4. В соответствии с письмом Министерства здравоохранения РФ от 21.08.2003г. №25-10/9468-0-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств» водители школьных автобусов ежедневно проходят предрейсовые и послерейсовые осмотры, согласно договору, заключенному с организацией, имеющую лицензию на осуществление соответствующих видов деятельности. На сегодняшний день стоимость осмотра составляет 120 рублей в день. Просим рассмотреть вопрос о снижении стоимости осмотров для водителей школьных автобусов.
  5. Предлагаем предусмотреть единые правила оформления указателей остановок школьных автобусов.
  6. Считаем полезным при планировании маршрутов движения школьных автобусов обеспечить доставку учащихся из одного населенного пункта одним рейсом.

 

5 октября 2016 года состоялось расширенное заседание Комиссии по развитию социальной сферы Общественной палаты Тамбовской области. В заседании приняли участие члены комиссии, представители различных некоммерческих организаций и профессорско-преподавательского состава Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, студенческое сообщество. Участники заседания обсудили вопросы развития дошкольного, начального образования в регионе, проблемы инклюзивного образования. 

Председатель комиссии А.Ю.Курин отметил, что вопросы инклюзивного образования имеют существенное значение для развития образования в Тамбовской области. Исключение любого рода дискриминации детей, имеющих особые потребности, обеспечение равных возможностей для всех, - это основная задача, которая стоит перед образовательными учреждениями сегодня. Для организации учебного, воспитательного процессов в образовательном учреждении и включения в них детей, имеющих особые потребности, требуется создание соответствующих условий. И здесь мы имеем в виду не только материально-техническое оснащение учебных мест, но и создание педагогического кадрового потенциала. 

Необходимо отметить, что именно подготовкой учителей начальных классов, работников системы дошкольного образования занимается Педагогический институт ТГУ им. Г.Р.Державина. Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста является одним из приоритетных направлений Института. В связи с этим, перед студентами выступила член комиссии по развитию социальной сферы Общественной палаты Тамбовской области, заслуженный учитель РФ, отличник просвещения СССР К.Н.Шупило. Она поделилась со студентами огромным опытом работы, дала нужные советы и подсказки в их будущей трудовой деятельности. 

В ходе заседания обсуждались вопросы, затронутые в выступлении министра образования О.Ю. Васильевой и, прежде всего, ее мысль о том, что «учитель, прежде всего, занимается воспитанием личности учащегося и крайне важно обеспечить присутствие воспитания в полном объеме, как одного из важнейших компонентов в системе образования». В настоящее время перед системой образования поставлены задачи формирования у детей таких личностных качеств как патриотизм, гуманизм, любовь к Родине. 

Подводя итоги заседания, была отмечена важность включения детей с ограниченными возможностями здоровья, не только в образовательный процесс, но и в общественную жизнь близкого социального окружения, с постепенным расширением границ общения.

 

  1. О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения

Комиссией по здравоохранению, демографической политике и экологической безопасности (Г.А.Афанасов) совместно с общественным советом при управлении здравоохранения области в целях привлечения внимания органов власти и общественности к проблемам организации оказания скорой и неотложной медицинской помощи населению и наметить возможные пути их решения проведен круглый стол на тему: «Организация работы по оказанию скорой и неотложной медицинской помощи населению Тамбовской области медицинскими организациями». 

Обсуждены актуальные нормативные правовые основы оказания скорой и неотложной медицинской помощи, статистические данные, раскрывающие основные направления работы бригад скорой помощи и эффективность такой работы, а также ход реализации проекта по диспетчеризации скорой медицинской помощи.

В рамках совместного заседания комиссии по здравоохранению, демографической политике и экологической безопасности (Г.А.Афанасов) и рабочей группы по вопросам социально-трудовых отношений (В.В.Рачков) были рассмотрены итоги проведения летней оздоровительной кампании 2016 года. В ходе заседания членами комиссии и рабочей группы совместно с приглашенными были высказаны предложения, способствующие повышению эффективности оздоровительных кампаний. Так, речь шла о необходимости системной работы с реестром оздоровительных учреждений и лицензированием данных учреждений. Помимо этого, была отмечена целесообразность рейтингования профильных учреждений по целому ряду показателей и представления результатов рейтинга для внимания широкой общественности. Отдельно были затронуты проблема подготовки персонала оздоровительных учреждений, и, в первую очередь, - корпуса вожатых, а также вопрос разработки программ для смен. 

Участники заседания согласились с тем, что смены должны быть профильными, нацеленными на результат. Такой подход влечет за собой проведение мониторинга эффективности уже имеющихся программ и постоянное пополнение их банка, родительских опросов и конкурсов, а также соответствующую кадровую политику, привлечение под конкретные программы известных в данной сфере и компетентных педагогов.

 

В 2017 году руководителем рабочей группы П.Н.Серегиным в качестве приоритетных определены и реализуются следующие направления деятельности:

- изучение ситуации с переселением граждан из ветхого и аварийного жилья (с выездом на объекты);

- изучение хода проведения капитального ремонта домов (встречи с жителями, рассмотрение проектно-сметной документации, участие в приемке работ);

- мониторинг выделения земельных участков многодетным семьям, льготным категориям граждан (совместно с органами местного самоуправления);

- рассмотрение концессионных соглашений в рамках частно-государственного партнерства (общественная экспертиза концессионных соглашений, участие в согласовании тарифов);

- мониторинг хода подготовки областного центра к осенне-зимнему периоду (подготовка теплосетей, устранение «разрытий», контроль за восстановлением благоустройства).